Java и JavaScript

<< Назад  Главная Партнерство Купить Контакты WEB Связь Электроника Энергетика Строительство Заработок

 

 

  Язык программирования Java, разработанный около восьми лет назад компанией Sun Microsystems, существует сегодня в двух вариантах:

 

  JavaScript и собственно Java. Первый вариант данного языка является всего лишь надстройкой к стандарту HTML и значительно расширяет возможности документа, созданного в этом формате. Модуль, написанный на JavaScript, интегрируется в файл HTML как подпрограмма и вызывается на исполнение из соответствующей строки HTML-кода стандартной командой. Встроенный в браузер интерпретатор воспринимает и скрипт, и сам код гипертекста как единый документ, обрабатывая те и другие данные одновременно.

 

  В отличие от JavaScript, модуль Java не интегрируется в использующую его web-страницу, а существует как самостоятельное приложение с расширением .class. На языке программистов такие модули принято называть апплетами. При использовании этого варианта реализации языка апплет также вызывается из HTML-файла соответствующей командой, но загружается и запускается на исполнение в виде отдельной программы, в фоновом режиме.

 

  С помощью технологии Java можно придать своей странице элементы интерактивности, формировать, компоновать и полностью контролировать формат всплывающих окон и встроенных фреймов, организовывать такие активные элементы, как “часы”, “бегущие строки” и иную анимацию, создавать красочные рекламные заставки и интерактивные баннеры.

 

  Среди достоинств данной технологии следует отметить отсутствие необходимости устанавливать и настраивать на сервере какие-либо дополнительные модули, обеспечивающие работу Java-программ. Главный недостаток Java заключается в том, что пользователи старых версий браузеров, не поддерживающих компиляцию данного языка, не смогут воспринимать объекты, созданные при помощи Java и JavaScript.

Технология CGI

 

  Технология CGI (Common Gateway Interface) подразумевает использование в составе ресурса Интернета специальных программ (скриптов),обеспечивающих передачу потока данных от объекта к объекту. Именно так организовано во Всемирной сети большинство конференций, досок объявлений, гостевых книг, поисковых машин, систем подсчета статистики и специальных интерактивных форм для проведения различных опросов среди посетителей web-сайта.

 

  В общем случае принцип работы CGI выглядит следующим образом. Пользователь заполняет на web-страничке ту или иную форму и нажимает на кнопку, после чего встроенная в код HTML строка вызова CGI-скрипта запускает программу CGI на исполнение, передав ей управление процессом обработки информации. Введенные пользователем данные отсылаются этой программе, которая “встраивает” их в другую страницу, отправляет по почте или трансформирует каким-либо иным способом.

 

  Технология CGI обычно реализуется с использованием программ, написанных либо на языке PERL (Practical Extraction and Report Language) — такие файлы имеют расширение .р1, либо с помощью других языков программирования, поддерживающих определяемую стандартом CGI среду окружения. С помощью данной технологии можно также организовать показ последовательности рекламных баннеров, создать форму отправки электронного письма непосредственно со страницы сайта, реализовать динамический подсчет стоимости сделанного посетителем заказа или автоматически установить наиболее популярное наименование товара из предлагаемого на сервере ассортимента.

 

  Среди достоинств CGI следует отметить ее независимость от клиентского программного обеспечения — этой технологией сможет воспользоваться каждый пользователь, просматривающий содержимое сервера при помощи браузера практически любой версии. Главный недостаток заключается в том, что для установки и настройки на том или ином сервере приложений CGI нужно обладать как минимум правами администратора, поскольку эти программы, запускаясь на исполнение, способны нарушить нормальную работу сервера и дестабилизировать работу сети.

SSI

 

 

  SSI (Server Side Includes) — технология, тесно переплетенная с CGI. При помощи специального макроязыка SSI позволяет, например, организовать вывод в документе того или иного текста в зависимости от определенных условий или согласно заданному алгоритму, формировать файл HTML из динамически изменяющихся фрагментов или встраивать результат работы CGI в какой-либо участок web-страницы. Достоинства и недостатки SSI аналогичны описанным выше.

РНР

 

  РНР (Personal Home Page tools) — еще одна технология, функционально очень близкая упомянутой выше технологии CGI, но несколько отличающаяся от нее по своим принципам работы. Фактически с использованием языка РНР можно делать все то же самое, что и с применением CGI. Эта технология, набирающая в последнее время все большую популярность, обладает лучшим механизмом взаимодействия с реляционными базами данных MySQL, имеет большую степень защищенности с точки зрения безопасности работы сервера при возникновении ошибок в процессе исполнения программы и применяется в основном на серверах, не позволяющих использовать CGI.

Macromedia Flash

 

  Стандарт Flash был разработан компанией Macromedia в 1996 году. Основное назначение технологии Macromedia Flash — создание высококачественной анимации при весьма небольшом размере результирующего файла, что обеспечивается включением в движущиеся элементы web-страниц векторной графики. Подобная анимация используется не только для декоративного оформления web-сайтов, она также широко применяется в электронной рекламе.

 

  Одним лишь созданием в окне браузера движущихся изображений функции Flash не ограничиваются. Посредством специального макроязыка, схожего по структуре с Java, web-дизайнер может создать объекты, поддающиеся индивидуальным настройкам со стороны посетителей сайта, генерировать заставку с несколькими вариантами продолжения, формировать на экране компьютера другие изменяющиеся по команде пользователя элементы.

 

  Все перечисленные возможности зачастую используются для организации более эффективного представления товаров на web-страницах: посетитель сайта может буквально “повертеть каждое изделие в руках”, получить более подробную информацию о конструкции сложных агрегатов, щелкнув в соответствующей точке изображения курсором мыши, проследить за работой каких-либо предлагаемых на сайте устройств или оценить технологию производства продаваемых товаров “в движении”, причем в такую презентацию можно включить файл звукового сопровождения.

 

  Процесс создания и “сборки” интерактивных элементов Flash упрощен до предела: разработчик стандарта, компания Macromedia, выпустила специально для этих целей программный пакет с простым интерфейсом, работающий как обычное приложение MS Windows. Механизм подготовки объектов Macromedia Flash достаточно прост: в общем случае созданные разработчиком интерактивные элементы и анимация превращаются в интерпретируемый код, который автоматически импортируется в страницу HTML. Для того чтобы браузер пользователя мог распознать объекты Flash, необходимо проинсталлировать на его компьютере специальную надстройку к браузеру (plug-in), которая носит название Macromedia Flash Player. Эта программа распространяется бесплатно фирмой-разработчиком данной технологии. Пользовательский браузер, сталкиваясь с документом в формате Flash, как правило, сам связывается с соответствующим узлом, после чего загружает и устанавливает Flash Player в автоматическом режиме. Проигрыватель Flash уже интегрирован в браузсры Microsoft Internet Explorer 4.0—6.0 и Netscape Navigator версий 4.01 и выше, однако другие браузеры, к сожалению, не умеют распознавать данный стандарт.

 

 

Графические форматы

 

 

  Работая с персональным компьютером, вы наверняка не раз сталкивались с различными графическими изображениями, представленными в электронной форме. Такие картинки хранятся в файлах, имеющих определенное расширение: .tif, .bmp, png и рсх. Именно расширение указывает на файловый формат, в котором записано каждое изображение. Формат определяет не только свойства и качество картинки, но и возможную область ее применения. Например, графика, представленная в стандарте TIFF (файлы с расширением .tif) чаще всего используется в полиграфии. В частности, все иллюстрации, дополняющие текст этой книги, первоначально были переведены именно в этот формат. Изображения BMP (Windows BitMap) предназначены для отображения графики в приложениях операционной системы и считаются графическим стандартом MS Windows.

 

  Какие же файловые форматы используются для представления рекламных баннеров в сети Интернет? Таких стандартов существует всего три.

GIF

 

  В 1978 году двое израильских исследователей — Якоб Зив (Jacob Ziv) и Абрахам Лсмпел (Abraham Lempel) разработали принципиально новый для того времени алгоритм сжатия информации без потери данных, которому дали полученное из сокращения собственных фамилий и даты завершения своего проекта название LZ78. Информация о принципах построения этого алгоритма была общедоступной, и спустя несколько лет американский программист Терри Уэлч (Terry Welch) усовершенствовал его, добавил п обозначение первую букву своей фамилии и запатентовал новый алгоритм под названием LZW, также предоставив свою разработку для использования всем желающим.

 

  Одним из таких желающих оказался сотрудник компании CompuServe Inc. Боб Берри (Bob Berry), взявший LZW в качестве основы для созданного им в 1987 году принципиально нового графического формата GIF (Graphic Interchange Format). Следует отметить, что созданная Терри Уэлчем компания Unisys, которой и принадлежали авторские права на алгоритм LZW, взимала плату зп его использование только с производителей аппаратного обеспечения для компьютеров, в котором применялся данный стандарт, например с изготовителей модемов. Разработчики программного обеспечения “комиссионными сборами” не облагались.

 

 Однако зимой 1994 года компания Unisys, начавшая испытывать финансовые проблемы, объявила LZW коммерческим стандартом, потребовав оплаты за его использование. Это автоматически сделало GIF единственным в мире “платным” графическим форматом, что вызвало волну недовольства среди пользователей Интернета, поскольку практически на всех современных web-сайтах, а также в 90% рекламных изображений так или иначе применяются элементы GIF. Тем не менее GIF чрезвычайно широко используется в Интернете и сейчас, причем пользователи не обязаны оплачивать кому бы то ни было возможность опубликовать во Всемирной сети изображение в данном формате, так как упомянутые выше финансовые претензии касаются в первую очередь, производителей работающего с GIF программного обеспечения.

 

  Благодаря возможностям алгоритма LZW стандарт GIF позволяет значительно сокращать объем итогового графического файла по сравнению с исходным изображением. Достигается это методом смешения сходных оттенков в один. Если, например, в составе рисунка имеется участок, состоящий из нескольких сходных полутопов, к примеру голубого, светло-голубого и темно-голубого цвета, они будут кодированы одним оттенком — голубым. Информация об изображении в файле стандарта GIF записывается построчно, то есть представляет собой массив описаний строк высотой в один пиксел. Именно это свойство GIF, а также то, что данный формат оперирует фиксированной, так называемой индексированной палитрой, причем число цветов в этой палитре не превышает 256, сделало его наиболее популярным графическим форматом в современном Интернете.

 

  Если вы готовите рисунок для сохранения в формате GIF, необходимо избегать следующих художественных приемов: градиентных заливок, размытий, постепенных цветовых переходов с множеством оттенков. Не следует также пользоваться графическими фильтрами, подобны?.!!! фильтру “блик” редактора Adobe PhotoShop, для неравномерного смешения нескольких цветов на одном участке изображения, например при создании эффектов изменения интенсивности освещения. Это связано с тем, что алгоритм замещения схожих оттенков одним в формате GIF далеко не всегда работает корректно. Поэтому участки с множеством различных оттенков на небольшом фрагменте рисунка после сохранения изображения в индексированной 256-цветовой палитре будут выглядеть смазанными и “грязными”. Этого можно избежать, применяя по возможности однотонные и контрастные цвета.

 

  Одно из замечательных свойств стандарта GIF — его уникальная особенность, названная разработчиками “interlace”, или, по-русски, “чересстрочность”. Она позволяет загружать картинку с сервера в клиентский браузер не целиком, а частями, причем процедура считывания файла выглядит следующим образом: сначала на экране отображаются первая, пятая и десятая строки, составляющие изображение, затем — вторая, шестая и одиннадцатая и т. д. Таким образом, для пользователя создается иллюзия постепенной загрузки графического элемента: картинка как бы медленно проявляется на странице, что не только создаст красивый визуальный эффект, но и дает возможность пользователю наблюдать за появлением графического изображения “в процессе” , вмести того чтобы несколько секунд любоваться на пустой участок экрана.

 

  Через несколько лет после создания стандарта GIF, в 1989 году, компания CompuServe выпустила новую версию этого графического формата, получившую название GlF89a. Данная модификация имеет еще две уникальные особенности, широко использующиеся в современном Интернете.

 

  Первая называется “transparency” и заключается в создании прозрачного фона для изображения методом сохранения вместе с файлом так называемого альфа-канала, представляющего собой маску прозрачности рисунка. Цвета, помеченные в альфа-канале как прозрачные, станут невидимыми в браузерах и большинстве других программ, предназначенных для просмотра изображений. Эта функция необходима, например, для того, чтобы разместить на web-сайтах с различным цветовым решением какие-либо тексты или изображения, которые при загрузке картинки отобразятся без “подложки”, слившись с фоном страницы. Убрать ненужный фон из файла GIF можно, воспользовавшись встроенной процедурой графического редактора Adobe PhotoShop, соответствующим образом отредактировав таблицу цветов.

 

  Другая полезная особенность стандарта GlF89a заключается том, что этот формат позволяет сохранять в файле с одним заголовком несколько разных изображений, демонстрируя их на экране последовательно одно за другим, причем с возможностью указать порядок их чередования и временной интервал между сменами кадра. Именно на этом принципе построена весьма распространенная в Интернете GIF-анимация, о которой мы поговорим подробнее чуть позже.

JPEG

 

 

  JPEG (Joint Photographic Experts Group) — графический стандарт, использующий несколько иной алгоритм сжатия с потерей качества. Он основан на принципе компрессии картинки путем удаления из файла избыточной и малозначительной информации. Изначально он был разработан для представления в электронной форме фотографий и сложных рисунков (например, репродукций картин) с целью получить “на выходе” файлы небольшого объема.

 

  Максимальное число цветов, которое может содержать изображение в формате JPEG, — 16 миллионов. При сохранении картинки a JPEG-файл пользователю будет предложено выбрать степень сжатия графики, определяющую размер графического файла в килобайтах. Однако следует учитывать, что чем выше степень компрессии такого изображения, тем ниже его качество. Дизайнеру, создающему иллюстрации для баннера в данном формате, необходимо избегать образования больших участков, заполненных одним цветом, чтобы на изображении не появлялись цветовые “шумы” и “грязь”. Из всего сказанного следует вполне очевидное заключение: формат JPEG лучше всего использовать для передачи фотографических изображений, а также картинок с большим количеством полутонов и цветовых переходов.

 

  Существует несколько разновидностей стандарта JPEG. Среди них — формат JPEG Baseline Optimized, основанный на более совершенном алгоритме компрессии изображений. Недостатком данного формата JPEG является то, что его не распознает целый ряд часто используемых приложений. Так называемый Progressive JPEG был оптимизирован специально для представления графики во Всемирной сети, изображения в этом формате сжимаются чуть лучше, чем в стандартном JPEG, но хуже, чем в JPEG Baseline Optimized. Отличительная особенность Progressive JPEG — возможность сохранять графику в чересстрочном режиме, так же, как это реализовано в стандарте GIF.

 

  При работе со стандартом JPEG следует учитывать, что сжатию с наименьшей потерей качества поддаются изображения, сохраненные с высоким разрешением, от 150 до 300 dpi. В процессе обработки иллюстраций лучше всего сохранять картинку в формате TIFF и переводить в JPEG лишь готовый результат, поскольку каждое промежуточное сохранение файла JPEG на диск приводит к удалению второстепенной информации и ухудшению качества рисунка.

PNG

 

  В последнее время многочисленные системы баннерного обмена все чаще и чаще стали принимать рекламные баннеры, представленные в относительно новом для современного Интернета формате, называемом PNG (Portable Network Graphics).

 

  Описанная выше “криминальная история” с неожиданным переходом алгоритма сжатия LZW в статус платного спровоцировала стремление пользователей избавиться от формата GIF, дальнейшая судьба которого становилась все более туманной. С этой целью во второй половине девяностых годов была создана инициативная группа программистов и исследователей, которую возглавил американский специалист по электронным технологиям Том Боутелл (Thomas Bowtell). Перед ней стояла нелегкая задача: разработать стандарт, который не только вобрал бы в себя все лучшие качества GIF, но и превзошел бы его по всем характеристикам, оставаясь при этом совершенно бесплатным для пользователей. Основной областью применения данного формата должен был стать Интернет. Такой стандарт был создан и получил название Portable Network Graphics — PNG.

 

  PNG, как и GIF, поддерживает interlacing (чересстрочность), но не только по горизонтали, но и по вертикали. Палитра PNG не ограничивается 256 цветами, данный формат позволяет создавать изображения с глубиной цвета до 48 бит. Любопытные изменения внесены в режим прозрачности графики: PNG также поддерживает альфа-канал, но состоит он не из одного уровня, как альфа-канал файлов GIF, а из 254 уровней для каждого элемента изображения, с диапазоном прозрачности от О до 99%. Благодаря этому дизайнер получает возможность создавать картинки с переменной прозрачностью, например логотипы, фон которых плавно сливается с фоновым цветом html-документа, каким бы тот ни был.

 

  Помимо альфа-канала изображения PNG содержат так называемый блок описания гамма-коррекции. Под переменной “гамма” в данном случае подразумевается некая величина, выражающая зависимость яркости свечения каждой точки экрана пользователя от напряжения на электродах кинескопа, которое берется из файлов управления видеоподсистемой компьютера. Таким образом, при открытии изображения, созданного с помощью IBM-совместимой машины, на компьютере другого производителя, например на Apple Macintosh, в яркость цветопередачи вводится соответствующая Поправка, и картинка на нем отображается совершенно идентично. Этим стандарт PNG еще более приблизился к основной идее Интернета — единообразию отображения web-страниц и графических элементов на компьютерах различных производителей.

 

  Поскольку данный формат появился на свет относительно недавно, его поддерживают далеко не все браузеры, тогда как GIF и JPEG распознаются без проблем любыми программами, предназначенными для отображения графики. PNG поддерживают Microsoft Internet Explorer, начиная с версии 4.0, и Netscape Communicator версий 4.04 и выше. Старые браузеры отобразить картинку в формате PNG не смогут.